Мышление -
одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный
психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной
деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, конкретизация). Выделяют три вида мышления:
1)
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Наглядно-действенное
мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает
свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения
между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного
мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно
характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе
представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку,
например, использовать схематические изображения или считать в уме. К
шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического
мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако
оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между
собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то
же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных
обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и
т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие
мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,
классификация, установление причинно-следственных связей, понимание
взаимозависимостей, способность рассуждать.
КТО ЧТО
ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед
ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением
пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ
СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса,
заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для
детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и
предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Транспорт - ..., птицы - ... КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит
рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. НАЙДИ
ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения,
выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу
по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти
лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые
он оставил. НАЙДИ ЛИШНЕЕ
СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним". Примеры:
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,
что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким
образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
ОТВЕЧАЙ
БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен
быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и
качество (вкус, форму) предмета. УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и
словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо
понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи;
фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие
зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ
НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только
наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие
пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный -
глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый -
храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ
БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать
мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо
отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по
небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел
гулять; туфли стеклянные и т.д. УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его
заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10
слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко
справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько,
сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время,
которое является показателем скорости мыслительных процессов,
сообразительности, речевой активности.
СРАВНЕНИЕ
ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему
вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом
слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и
бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети
особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно
производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по
существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка;
стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и
скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО
ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он
говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный,
круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним
выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ
БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить
на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок,
желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи,
ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать
несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько
ответов на вопрос.
РАЗЛОЖИ ПО
ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают
картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены
по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по
картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ
НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.
Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что
хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно,
листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как
зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и
убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры
мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых
спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на
берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду
- и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия,
несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти
ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.